Кейсы выпускнікоў і выпускніц Акадэміі
Як ідэі змяняюць нас і свет навокал
Усё магчыма, варта толькі зрабіць крок. Досвед Акадэміі ў асабістых гісторыях.
Елизавета Мимикова
Проект: Лекция про международные стажировки для молодёжи
Проблема: Осведомлённость студенчества о их международных возможностях
Когда: май 2018
Где: Пинск, городское кафе
О идее
На Академии было много мыслей, которые долго не формировались во что-то конкретное. Но потом девочки с Академии начали делать похожие лекции у себя в университете. Сразу я подумала, что я повторяюсь, а потом поняла, что в моём случае это другой город, другая аудитория, что это не столица, где всё легко узнать.

О проекте
Сначала нужно было найти тех, кто может рассказать о международных проектах. Я хотела пригласить три человека, которые ездили на три разные программы. Но не нашла таких людей и даже сорвала сроки реализации проекта. Потом я нашла Максима Киселёва, который ездил на все три программы, о которых я хотела рассказать.

Я всё делала почти одновременно. Сделала афишу, нашла место, нашла спикера и рассказала об этом людям. С местом были проблемы, так как администрация университета была против. В итоге я нашла городскую кофейню. Вся кофейня была заполнена.

Думаю, что море состоит из капель, поэтому считаю, что решила проблему осведомлённости людей. После мероприятия осталось много гостей, которые просили ещё больше информации у спикера.
О менторке
Моей менторкой была Алёна Старостина. Она очень помогла. Было тяжело работать из-за большого расстояния, но по-другому никак. Я всегда знала, что есть человек, который за меня. Я очень эмоциональная и когда я всё выплескивала, нужна была психологическая поддержка. Когда казалось, что всё разваливается, Алёна успокаивала и помогала советами. Я делилась с ней радостями, когда что-то получалось, и она радовалась за меня.

После Академии
Таких мероприятий, как лекция, я больше не организовывала. Позже я организовала ЛАРП на Неделю студенчества параллельно с минскими мероприятиями. Сейчас я нашла тему, которая меня волнует, и занимаюсь ей в инициативе "Больше тела" вместе с Марией Колб (тьюторка АСЛ).

Ко мне можно обращаться насчёт того, где в Пинске можно организовать мероприятия, что придумать, как начать.
Совет для будущих академиков и академичек. Закрывать глаза на неудачи и когда всё говно, делать так, будто у тебя всё получится.
Ораз Мырадов
Проект: "Академическая добропорядочность"
Проблема: использование микронаушников на экзамене, что ещё больше ухудшает качество образования
Когда: май-октябрь 2017
Где: Витебский медицинский государственный университет
О идее
Многие использовали микронаушники для сдачи экзаменов, а в медицинском университете ещё важнее этого не делать.
Я учился и видел, что все вокруг используют микронаушники. Я даже диктовал несколько раз. После этого я чувствовал себя плохо, потому что я учил и сдавал, и мои знакомые тоже учили и сдавали. А кто-то ничего не учил и сдавал с наушником.

О проекте
Сначала мы искали статистику по списыванию на экзаменах и контрольных, статистику так и не нашли. Вместе с ментором мы разрабатывали электронный вариант анкеты. Я донёс этот опросник до проректорки, она оценила анкету и сказала, что такое можно выложить на сайт ВУЗа, чтобы позже попросить всех пройти. Там были лёгкие вопросы с подвохом, чтобы хотя бы косвенно оценить готовность использовать"чёрные методы" на экзаменах.

Я много раз ходил к проректорке. Там каждый раз обещали сделать статистику. После сессии я спросил о данных, и мне прямым текстом отказали.Целый месяц я был очень расстроен. Потом я заметил, что студенты не готовятся, потому что им скучно, а преподаватели не умеют преподносить материал.
Я пошёл к проректорке по воспитательной работе и попросил дать помещение под занятия со студентами. Для этого я собрал подписи 30 студентов. Нам выделили читальный зал в общежитии. В кружок самоподготовки приходило по 5-6 человек, каждое занятие были новые люди, мы решали задачи и вопросы к экзаменам. Сам кружок действовал около семестра.

Глобальная проблема по итогу не решилась, но хотя бы все увидели полезность самоорганизации, появился интерес к предмету.

После Академии
Я и дальше продолжил помогать с подготовкой, но не могу сказать, что это появилось из проекта. Я делал это всегда, просто с проектом всё стало более официальным, с помещением.

Сейчас я в Раде ЗБС, занимаюсь международной деятельностью. Я представляю ЗБС в международных союзах, таких как ESU, пишу резолюции, занимаюсь реагированием на нарушение прав студентов через международные механизмы.

Если хотите обсудить со мной международную деятельность и международные возможности, you are welcome.
Совет будущим академикам и академичкам. Весь мой активизм начался с Академии. Она дала какую-то базу знаний. Если хотите что-то менять - это отличное место, где можно ошибаться и учиться на ошибках, потому что потом возможно нельзя будет ошибаться.
Яўген Міхасюк
Праект: Студэнцкі Савет "Сенат"
Праблема: няўдзел студэнтаў і студэнтак у кіраванні сваім факультэтам, парушэнне правоў і інтарэсаў студэнцтва
Калі: кастрычнік 2012 году - студзень 2014
Дзе: Гістарычны факультэт БДУ
Пра праект
Мы правялі апытанку на тэму наяўнасці студэнцкіх праблем і якасці працы існуючых студэнцкіх арганізацый (у тым ліку БРСМ і Прафзвязу). Атрыманыя вынікі мы выкарыстоўвалі для фарміравання асноўных накірункаў працы і стварэння аргументаў на карысць неабходнасці стварэння самакіравання.

Мы арганізавалі ініцыятыўную групу па стварэнні самакіравання і пачалі пісаць яго асноўныя правілы. Паралельна з гэтым мы вырашалі студэнцкія праблемы і прадстаўлялі інтарэсы студэнцтва на сходах факультэта.

Што было зроблена:
  • правядзенне апытання на тэму студэнцкіх праблем, якасці працы студэнцкіх арганізацый, даверу і камунікацыі паміж студэнцтвам і адміністрацыяй;
  • правядзенне дэбатаў на тэму студсамакіравання;
  • усталяванне роварнай паркоўкі;
  • збор подпісаў за захаванне гадзін вывучэння замежнай мовы на факультэце (паспяховы);
  • арганізацыя фан-сектара факультэта па футболе;
  • арганізацыя анлайн-дыскусій па пытаннях коштаў на адукацыю, практыкі, раскладу;
  • правядзенне штомесячных адкрытых сустрэч адміністрацыі са студэнцтвам;
  • стварэнне буккросінгу ў бібліятэцы факультэта;
  • прывядзенне прыбіральняў у адпаведнасць санітарным нормам (наяўнасць мыла, паперы, электроннай сушылкі)
  • правядзенне інфармацыйна-асветніцкай акцыі на Міжнародны Дзень студэнтаў;
  • усталяванне скрыні для атрымання ананімных скаргаў і прапаноў для факультэта;
  • інфармаванне студэнцтва аб падзеях на факультэце праз паблік у сацыяльнай сетцы «Вконтакте».
Таксама супольнасць займалася пытаннямі інклюзіі прасторы факультэта.

Які вынік?
За часы існавання ініцыятывы мы аб'ядноўвалі 11 чалавек з першага па трэці курс, а таксама каля 250 чалавек было падпісана на нашу сацыяльную сетку. Мы здолелі палепшыць бягучы стан справаў, запусцілі працэсы актывізацыі дзейнасці студэнцкіх арганізацый, прымусілі адміністрацыю быць больш адкрытымі.

Галоўным вынікам дзейнасці стала стварэнне 30 кастрычніка 2014 года студэнцкага самакіравання БДУ па прыкладу нашага «Сената». Яно мае назву «Студэнцкая Асамблея БДУ» і дзейнічае дагэтуль. Ідэя, якую выкарысталі для стварэння самакіравання ўзроўню ўніверсітэта, была добрай, аднак зрабілі яе дрэнна. Асноўнай праблемай гэтага органа застаецца непразрыстасць прыняцця рашэнняў і адсутнасць выбараў у склад органа.
Аляксандра Кузьміч
Праект: Мяккая зона адпачынку ў БДУІР - ідэя палягала ў тым, каб зрабіць у БДУІРы мяккую зону адпачынку з вай-фаем, кніжнай палічкай і разеткамі, каб можна было з камфортам бавіць час падчас фортак паміж парамі.
Праблема: адсутнасць у БДУІРы камфортнай зоны адпачынку для студэнцтва
Калі: лістапад 2012 - май 2014
Дзе: БДУІР
Пра праект
З самага пачатку я хацела рабіць праект у цеснай супрацы з адміністрацыяй - бо верыла, што яны маюць быць зацікаўленымі ў такой ініцыятыве. Адміністрацыя ж мяне ад пачатку не падтрымлівала, але і не казала адмовіцца ад ідэі.

Было выбрана некалькі патэнцыйных месцаў для такой мяккай зоны, зроблены дызайн-праект, знойдзены людзі, якія былі гатовыя заняцца арганізацыяй і падтрымкай сеткавага падлучэння (у форме зацікаўленых былі кантакты каля 30 чалавек, на сустрэчы прыходзіла 5-7).

Асноўнай праблемай была адмова адміністрацыі выдзяляць на гэта грошы і прамая забарона на пошук вонкавых сродкаў (напрыклад, за кошт рэкламы ці спонсарскіх матэрыялаў). Але і я, як арганізатарка праекта, не была дастаткова настойлівай і паслядоўнай, і ў нейкі момант кінула праект.

Пра ментара
Маім ментарам быў Міша Мацкевіч, які яшчэ напрацягу другога семінара дапамог па палічках раскласці бачанне свайго праекта. Праз гады дакладных парад я не ўзгадаю, але памятаю, што некаторыя рэчы рабіла ў першую чаргу таму, што пачувалася адказнай перад Мішам.
Пасля Акадэміі
Нягледзячы на правал праекта, Акадэмія паказала мне шмат сістэмных праблем у ВНУ, і, узброеная досведам і нежаданнем супрацоўнічаць з адміністрацыяй, я стварыла тое, чым па-сапраўднаму магла б ганарыцца: студэнцкую куратарскую службу Т'юторыя. Яна дзейнічала нягледзячы на адсутнасць дазволаў і незадаволенасць зместам нашых заняткаў, і праіснавала цягам 2 год.

Я засталася ў актывізме спачатку ў межах факультэта і студэнцкай куратарскай службы "Т'юторыя" , а пасля ўжо проста ў студэнцкім дзвіжы. Апошнія 3 гады шчыльна асацыюю сябе з ЗБС.

Буду рада абмеркаваць з цікаўнымі любыя думкі наконт адукацыі: ад прапаноў па вяртанні туалетнай паперы ў прыбіральні да думак наконт імплементацыі Балонскіх рэформаў ;)
Милана Данильчик
Проект: Менторство среди студентов БарГУ, помощь студентами старшекурсниками студентам первокурсникам
Проблема: в университетах достаточное количество студентов с особенностями и, к сожалению, пока еще не созданы все условия для полной инклюзии
Когда: апрель-май 2018
Где: Барановичский государственный университет
О идее
Во время Академии я уже не раз сталкивалась с разными ситуациями в университете, когда студенты с ОПФР(особенностями психо-физического развития) были как-то ущемлены, просто неприняты одногруппниками или элементарно не могли найти нужную аудиторию. Тогда я и решила, что проект будет направлен на студентов с особенностями. Нужно было что-то сделать, чтобы ситуация изменилась.

О проекте
Сначала я взяла списки всех студентов с особенностями в ресурсном центре инклюзивного образования нашего университета. Я провела опрос, пообщавшись с некоторыми ребятами из списка. И опрос среди желающих студентов и моих знакомых. Выяснилось, что помочь хотят довольно много, и студенты с особенностями нуждаются в помощи. Интересно то, что многие студенты с ОПФР сами вызвались помогать.

Следующим было мероприятие. На мероприятии я рассказала еще большему количеству студентов о проблеме и возможном пути ее решения; в форме ток-шоу пообщались с парнем, который уже учился в Камеруне и Франции, где очень давно практикуется менторство среди студентов. После мероприятия у меня был список из 20 студентов, желающих стать менторами.
Дальше мне сказали, что сама я не могу этим заниматься, нужно закрепиться за кем-то (Студсовет, БРСМ, Профсоюз). После летних каникул я пришла в Профсоюз, где меня поддержали, я передала им все, что подготовила. Но пока работа идёт слабо. Те, кто откликнулся, продолжают активничать. Кстати, преподаватели тоже откликнулись.

Спустя год (на момент 2019), я начинаю писать магистерскую диссертацию по теме "Менторство среди студентов с ОПФР и инвалидностью".

После Академии
Я продолжала делать все, что могу! Например, после академии меня также стала беспокоить проблема экологии. Однажды забежав в буфет, я обратила внимание на то что, что все до единой булочки заранее упакованы в пакеты, которые потом все сразу же выбрасывают, как оказалось на пакетах еще и стоимость накручивалась. Пришлось обратиться в деканат с идеей, потом еще лично пообщаться с новой заведующей столовых и буфетов и буквально через 2 дня я не увидела пакетов! Честное слово, я не радовалась ни одному диплому так, как радовалась этой маленькой победе.
Совет будующим академикам и академичкам. Будьте примером во всем, что вы делаете. Будьте примером в своем отношении, в своем характере, в своих привычках. Меняйте себя - и все вокруг изменится! Найдите единомышленников, тех, с кем вы будете смотреть в одном направлении, с кем будете думать и мечтать об одном, с кем захочется воплощать великие цели и проекты!
Мария Скороход
Проект: "Общежития 24"
Проблема: Студенты не могли попасть в общежитие после 12 ночи
Когда: 2015 (начало в феврале)
Где: Беларусь
О идее
Идею я "вынашивала" достаточно долго. Я понимала, что не доработала во время Академии и могла сделать больше. Про комендантский час периодически вспоминали менторы и кураторы, приводя его в пример абсурдных практик. Мне интересно было попробовать реализовать большой проект в рамках страны, но было и опасение: это можно было сделать только один раз. Если начинаешь поднимать проблему на всю страну и запускаешь яркую публичную компанию, либо у вас все получается, либо это провал. Второго шанса попробовать уже не будет. Поэтому я с опаской относилась к такой ответственности. А потом в какой-то момент поняла, что нужно довести свою Академию до логического конца и я готова попробовать. Так и началась кампания.

Начало и ход проекта
По итогу встречи с двумя кураторами и несколькими академиками разных выпусков договорились начать с публикации статьи на ТутБай, чтобы подогреть и актуализировать проблему.

После статьи мы начали создавать опросы об отмене КЧ в разных пабликах вконтакте и активно приглашали людей в них участвовать, многие высказывались за отмену. На этой "спонтанной" волне мы создали группу ВК за отмену комендантского часа, куда активно приглашали людей и по ночам все вместе делали мемы. Людей за пять дней стало больше 1000. Мы начали просить известных беларусов высказываться против КЧ и постили это в группу. Позже мы провели встречу с ректором БГУИРа, где он пообещал создать рабочую группу по решению проблемы, попытались прийти на пресс-конференцию к министру образования, заспамили его вопросами об отмене комендантского часа через форму профсоюза.

Провели оффлайн-акцию "студентов БГУ" "Двери против"- клеили стикеры в поддержку отмены КЧ ("Открой меня" на дверях).
Написали обращение к Министру образования (вк), обращение к Председателю Белорусского профсоюза работников образования и науки. Позже добились встречи с замминистра образования.
В какой-то момент через один из вузов мы получили доступ к письму из Минобра, в котором они предлагают университетам отменить комендантский час. Официально мы в этот момент объявили победу, что раскололо инициативу на два лагеря: те, кто считал, что это преждевременно, и те, кто думал, что это поможет мотивировать людей продолжить инициативу. Позже мы написали и отправили почтой письма во все вузы Беларуси, где попросили их прокомментировать ситуацию с отменой КЧ у них. Часть ВУЗОв тогда ответили, что комендантского часа в их общежитиях нет. Теперь важно было, чтобы студенты каждого вуза обращались к своей администрации, ссылаясь на письма. В этот момент все и заглохло. Могилевский государственный университет даже собрал студсовет общаги, который решил, что им не нужен круглосуточный доступ.

Проект не смог отменить комендантский час в Беларуси. Мне кажется, в какой-то момент нам не хватило сил "дожать" его, а также инициативы со стороны студентов, которые не входили в основную команду кампании.

После проекта
Насколько я знаю, после этого проект не продолжился. Мы провели открытую пресс-конференцию по итогам кампании и прекратили активную деятельность в рамках "Нет КЧ". Но мне кажется, кампания создала базу для реализации чуть позже проекта "Студенты против" выступающего против платных пересдач экзаменов.

О менторстве
Советы менторов и менторок не просто помогли реализовать кампанию - они помогли понять важность стратегии и выстроить ее, дали нужные контакты и сократили количество ошибок, которые мы могли сделать.

После Академии
После выпуска из академии я осталась в студенческом движении. По сути и сам проект был реализован уже после Академии с помощью выпускников разных лет и знаний, которые я получила за время "учебы" в АСЛ.
Учите матчасть и просите о помощи. Очень важно понимать, как все устроено. Кто принимает какие решения, кто имеет реальное, а кто только номинальное влияние в университете. Это помогает правильно выстроить кампанию и не тратить силы впустую.
Делайте то, что хотите. Выстреливают те проекты, которыми люди горят. Неважно, что кто-то считает что-то проблемой или ваша проблема кажется кому-то незначительной. Беритесь за проект, который вам хочется делать и делайте его.
Ищите тех, кто горит. Когда вам приходится каждый день мотивировать очень многих людей, большинство из которых не верит в вас и вашу кампанию, важно не потерять запал самим. Попробуйте найти то, что мотивирует вас не останавливаться.
І гэта не ўсё...
Кейсы будуць дапаўняцца. Нейкі з іх можа быць тваім.
Рэгістрацыя на ўдзел у праграме Акадэмія-2020
Пасля рэгістрацыі мы звяжамся з вамі і запросім на ўводны занятак
Вашае Імя і Прозвішча
Ваш універсітэт, факультэт, курс
Нумар тэлефона
Ваша пошта