Ты хочаш гэтага?
Падаецца, што мы нічога не ведаем пра студэнтаў і студэнтак-музыкаў. А насамрэч баліць пра адно і тое ж. Чытай маналогі і адчувай экзістэнцыйны боль або эсхаталагічнае захапленне.
Паводле апроса 84% маладых беларусаў і беларусак выказаліся, што гатовыя з'ехаць за мяжу пры магчымасці. Пакуль Міністэрства адукацыі рыхтуе закон, каб узмацніць грашовыя выплаты пры адлічэнні з ВНУ, а кіраўніцтва ўніверсітэтаў праводзіць так званую "патрыятычна-выхаваўчую" працу, аўтарка выклікала на размову сённяшніх студэнтаў Акадэміі музыкі, каб яны распавялі, як паступалі і як вучацца зараз, ці падабаецца ім гэта ўсё і ці з'ехалі б увогуле.
Усіх герояў аб'яднала музыка, а з ёй і доўгі шлях да вучобы ў ВНУ: 7 год музычнай школы і 4 гады каледжа.

Воля, 1 курс

С самого детства многим занималась: хореография, изобразительное искусство, музыка. Я просто выбирала место, где мне будет интересно, и остановилась на музыке. Поступив в гимназию-колледж, я ощутила, что попала в свою тарелку. Было очень интересно, и я не жалею об этом выборе. А в академию пришла за саморазвитием, самообразованием.
Что я могу сказать, пребывая тут уже 2 месяца? Хотелось бы убрать какие-нибудь предметы, чтобы было больше времени на самостоятельное обучение. И на меня большое впечатление произвело количество китайских студентов (смеется). Меня всё устраивает, только освободите, пожалуйста, субботу! Мне весело, тут такая «движуха» по сравнению с тем местом, из которого я приехала. Очень живо, ты постоянно пропадаешь на каких-то концертах , спектаклях, выставках. В будущем вижу себя педагогом. Но работу найти планирую только на третьем-четвёртом курсе, хочу набраться опыта, чтобы не «покалечить» детей.

Валер'ян, 2 курс

Атрымалася так, што ў пяць гадоў мае бацькі прапанавалі пайсці ў музычную школу і я згадзіўся. Гэта была памылка майго жыцця (смяецца). Вось так я і патрапіў у музыку. Каб змяніць гэты накірунак, было шмат магчымасцяў, але чамусьці не змяніў, бо гэта самы прыгожы шлях, які толькі можа быць. Калі паступаў у ВНУ, спадзяваўся, што мне будзе тут падабацца, што мяне задаволіць сістэма адукацыі ў нашай акадэміі. З большага так і адбылося. На першых курсах вельмі складана было вучыцца, напэўна, гэта і ў любой вышэйшай установе так, але для мяне першы курс быў мукай, нават пеклам. Праз усё мы прайшлі на першым курсе, але зараз прасцей.
Мне моцна пашанцавала з настаўнікамі, яны прафесіяналы, і ў нас з імі вельмі добрыя адносіны, няма ніякіх праблемаў. Кім буду ў будучыні ўвогуле, не ведаю. Я проста хачу быць вольным чалавекам. Займацца справай, якая мне падабаецца. Сёння мне будзе падабацца граць на музычным інструменце, заўтра арганізоўваць мерапрыемствы. Я мару стаць мэнэджэрам, часткова для сабе на першым этапе, а далей займацца творчым бізнэсам. Як вядома, мастацтва — гэта другі бізнэс пасля нафты. Усё вельмі аптымістычна падаецца, але, магчыма, гэта ўсё юнацкія ілюзіі.

Паліна, магла б вучыцца на 3 курсе

Мама решала какую специальность мне выбрать: от гимнастики до музыки. Выбрала второе. Я такой человек, что не бросаю то, что начала. Свою профессию люблю и ни о чем не жалею. Мысли об учёбе за рубежом посещали меня ещё в колледже — тогда случились мои первые мастер-классы в Москве. Но на втором курсе колледжа приняли все эти законы обязательной отработки и выплаты штрафов. Поэтому пришлось поступать у нас.
Мой педагог по специальности тут прекрасный. Я думаю, что педагог не должен требовать от студента делать так, как сказано — сжимать рамки творческой личности. Он может предложить варианты, тем самым не урезая, а расширяя кругозор учащегося. А всё остальное… когда я начинала, наш курс был экспериментальный: большая загруженность, много предметов, не касающихся основной специальности. Я думаю, что достаточно было бы проходить их факультативно, чтобы каждый смог понять, что ему ближе. Я за Болонскую систему, которая направлена на развитие студента, на мотивацию к занятиям, которые ему интересны. То время, которое я потратила на сон во время скучной пары (хотя я не привыкла спать днём!), я бы могла потратить на занятия специальностью. Поступив в академию после колледжа и сделав выбор, мы уже определили свою судьбу на ближайшие 5 лет, и зачем из нас сейчас выгонять все желания учиться музыке? Мне нужно 7 часов в день на занятия — где их найти?
Этим летом поехала в Москву, экзамены сдала на отлично, приехала сюда за документами, чтобы перевестись — отказали. В итоге пришлось уйти из академии из-за того, что через год всё равно бы пришлось отрабатывать или выплачивать, чтобы уехать. Сейчас я снова готовлюсь к поступлению в Москву.

В будущем хотела бы работать в Беларуси. При этом засиживаться на одном месте не мой вариант. Смены городов и движение — это мое! Кстати, с удовольствием работала бы в академии, если бы предложили. И идей у меня много для нее — хотелось бы больше мастер-классов и возможностей обмениваться опытом с другими странами.

Вольга, 4 курс

Когда стоял выбор поступать ли в колледж, меня стали агитировать родители и педагоги. Тогда я не знала, чего я хочу. Мама говорила: «Иди в музыку, это хорошо для девочки»; «Педагогом будешь — каникулы летом» или еще лучше «Будешь в оркестре играть, поездишь по миру». Так и решили. «Хочешь быть профессионалом – поступай в консерваторию», — говорили, когда я училась уже в колледже. Поступила. И встретилась с реальностью: дома я была звездой, всё шло хорошо, я знала, что есть проблемы, но меня все очень поддерживали. Не хочется никого винить, но мне кажется, что если бы кто-нибудь сказал, что «Может, тебе не стоит дальше продолжать этот путь в профессию? Выбери что-нибудь другое, у тебя есть другие варианты» — всё бы могло быть по-другому. В Минске, попробовав найти работу как исполнитель, я поняла, что скорее всего нужно отказаться. Задумалась сменить профессию, но тяжело всё бросить.
Я как бы могу бесплатно учиться, но плачу за диплом своими годами жизни.
Хочется сменить специальность, поехать получать образование за границу. Родители говорят «Закончи, диплом будет в кармане, а потом делай, что хочешь». Я стану на 5 лет старше и получу диплом. Я как бы могу бесплатно учиться, но плачу за диплом своими годами жизни.
Я часто слышу, что у нас болото, и меня мучает совесть, что я часть этого. Да, мне нравится моя специальность, но кажется, что я не способна что-то изменить. Мои амбиции не всегда совпадают с тем, что я реально могу. Хочу играть в оркестре, мне нравится выступать. Мне нравится детей учить. Мне нравится процесс учёбы.
Недавно побывала в Польше… Там люди такие приветливые… Там работают профессионалы своего дела, работают с удовольствием. Мне кажется, что у нас музыка — ремесло, за которое еще и не платят. Будучи ректором, я бы однозначно подняла зарплаты педагогам.
И мне обидно, что уезжают люди из страны. Я бы не хотела уезжать...

Андрэй, 2 курс

Фота Кацярына Малькоўская
Хоць мае бацькі музыканты, але яны не прымушалі ісці па музыцы. Я сам напрасіўся ў музычную школу. Зараз працую ў трупе опернага тэатра і ўжо і не ўяўляю, дзе бы мог яшчэ быць. Думак пра тое, каб уехаць, не было ніколі. Новы вопыт я атрымоўваю праз гастролі і майстар-класы. Хочацца працаваць і служыць таму народу і краю, якому належыш, дзе нарадзіўся.
Там, дзе ёсць развітая цікаўнасць да акадэмічнай музыкі, там ёсць шанец прабіцца: больш магчымасцей, людзей і мерапрыемстваў. Вось сэнс Масквы, Пецербурга ці Захада для нас? Трэба ведаць, што і канкурэнцыя там значна больш. Усё залежыць ад нас. Трэба разлічваць толькі на сабе, шмат працаваць, шукаць майстар-класы, стажыроўкі. Калі ты актыўны — у цябе ўсё атрымаецца. У наш час музыка павінен быць комплексным чалавекам: умець арганізоўваць канцэрты, рабіць афішы, запоўніць залю і прадаць квіткі. А тое, што датычыцца людзей, якія гавораць «Мяне тут не навучылі» — гэта ўсё хлусня. Калі чалавек хоча — ён навучыцца.
Калі людзі адукаваныя і таленавітыя будуць адчуваць, што яны патрэбны краіне, яны не будуць з'язджаць. Калі яны не патрэбныя, што ім тут рабіць?
Наконт забарон. Наколькі я ведаю, зараз адміністрацыя хоча зрабіць усё прымусам — увесці яшчэ большы тэрмін адпрацоўкі, напрыклад... А чаму б не зрабіць так, каб было «салодка»? Каб людзі ведалі, што будзе добра! На мой погляд, з'язджаюць 2 тыпы людзей: каго нічога не трымае ці самыя лепшыя. З'язджаюць нават не па грошы, а па рэалізацыю і пачуццё сваёй патрэбы. Без падтрымкі дзяржавы ў нас ніяк, але яна павіннна больш удзельнічаць у прасоўванні культуры ў массы. Будзе сапраўдная творчая, эканамічная свабода — тады ўсё будзе. Калі людзі адукаваныя і таленавітыя будуць адчуваць, што яны патрэбны краіне, яны не будуць з'язджаць. Калі яны не патрэбныя, што ім тут рабіць?

Дзіяна, 5 курс

Музыка — это одна из самых важных составляющих моей жизни. Я очень люблю своё дело, хочется учиться этому и развиваться. Сейчас учусь в Киевской консерватории. Я из Донецка, закончила 2 курса в Донецкой консерватории. ВУЗом была очень довольна и до сих пор люблю его. Прекрасные педагоги. Люди занимаются своим делом от души и профессионально. Из-за сложной ситуации в Донецке пришлось искать новое место. В Минске у меня жила бабушка, и я решила поступать в Белорусскую академию музыки.
Нужно начать делать что-то самим, с любовью и без зависти
Первое впечатление — очень аккуратно, чисто, атмосферно. Позже ощутила, что всё очень поверхностно (во всех отношениях), будто что-то ненастоящее. Может это только для меня, но я не хотела бы дальше ни учиться, ни работать там. Это только моя история, ведь я знаю много людей, у которых всё получилось. Думаю, что проблема в Беларуси в том, что людям нужно перестать жаловаться, нужно начать делать что-то самим, с любовью и без зависти, а также не пенять на «систему-государство», ведь в любой стране есть проблемы. Однако я очень благодарна этому опыту. Что-то очень мрачновато получилось… Вспомнить какой-нибудь хороший случай? Их очень много, все связаны с людьми и новыми друзьями, которых я нашла в Минске.
Юркевіч Наста
Чытайце таксама
Чытаць тут
comments powered by HyperComments