Профессор из США про ментальность американских студентов, органы студенческого самоуправления, а также разницу в системах образования США и стран СНГ
Известная истина в том, что менталитет разных стран оказывает влияние и на образовательную систему в университетах. Нам удалось пообщаться с Михаилом Сергеевым, преподавателем в The University of Arts в Филадельфии, штат Пенсильвания, США, и проследить различия в построении преподавательской деятельности и университетской структуры.
Михаил Сергеев
Религиовед, философ, литератор
Родился в 1960 году в Москве. Представитель четвёртой волны советской эмиграции, хронологически связанной с распадом СССР в девяностые годы двадцатого столетия. В 1982 году Михаил окончил факультет международной журналистики МГИМО и впоследствии работал корреспондентом еженедельника «Собеседник», редактором в Гостелерадиофонде и завлитом в московском театре-студии «Арлекин». В 1990 году он вместе с семьей уехал в Соединенные Штаты на учёбу. В 1993 году получил степень магистра, а в 1997 — доктора философии (PhD) по специальности «философия религии», в Темпльском университете в Филадельфии. На данный момент преподаёт в Университете Искусств Филадельфии.
— Хотелось бы начать с простых истин, есть ли у американских студентов такое понятие, как «любить свой университет», насколько часто вы встречаете студентов сердцем отданных своему университету?
Да, мне кажется, что это очень часто встречается. По крайней мере, в том университете, где я преподаю,
студенты любят свой университет, преданы ему. Есть конечно определенной степени скептицизм, по поводу
работы менеджмента, оборудования компьютеров. Но в общем и целом студенты любят свой университет.


— Скажите, а как у вас развито студенческое представительство в университетах. Как студенты участвуют в жизни университета и своих групп?

Существуют студенческие представители в совете факультетов, на уровне кафедры, студенты работают на
разных кафедрах и получают финансовую помощь. Также учащиеся имеют право и организовывают
различные клубы по интересам. Обычно преподаватель должен выступить формальным спонсором -
поддержать инициативу.

Студенты Университета в фирменных майках
— Давайте также рассмотрим вопрос поддержки связи с выпускниками, организовывают ли вузы встречи с выпускниками, и как выпускники потом помогают своим университетам, после окончания?
В каждом университете есть клуб выпускников университета, и тут я могу сказать не только об университете
в котором я преподаю, а также и о университете, который я закончил – Temple university в Филадельфии, об
университете, который заканчивал мой сын – Drexel university. Во всех этих университетах есть клубы
выпускников, обычно раз в год проводится встреча, регулярно высылается различного рода информация,
журналы. И естественно просят деньги, в Америке вообще это принято здесь каждый кому-то что-то
продает: университеты продают себя своим выпускникам и просят поддержки.

— Толерантность в отношении студентов: так ли все идеально как об этом говорит пресса, или все же существуют барьеры в многокультурном студенческом обществе?

Я таких барьеров не заметил. Возможно потому, что у нас университет специализируется на профессиях,
связанных с искусством, а люди искусства более открытые. А вообще я преподавал в разных университетах:
католических, протестантских, государственных, частных, - я нигде не замечал барьеров, касающихся
толерантности, я бы даже сказал толерантность заходит слишком далеко. Например, в нашем университете
в связи с новым поветрием по поводу людей транс-гендерной ориентации мужской туалет переделали в
туалет для людей с различными ориентациями. Меня это, честно говоря, шокирует, потому-что я
считаю, что если проблема есть, если существуют такие люди, – для них должен быть предоставлен
отдельный туалет, а теперь по существу ущемляются права мужчин.
"Что касается работы учителей: каждый курс, который мы преподаем, оценивается студентами. До выставления отметок мы предоставляем анонимные анкеты, в которых студенты оставляют свое мнение о курсе, качестве преподавания. Это происходит на каждом курсе, на основании предоставленных анкет можно проанализировать результат своей преподавательской деятельности"
— А вообще как университет относится к политическим несогласиям студентов с правительством, их участие в разнообразных митингах, партиях. Может ли университет отчислить студента из-за антиправительственных взглядов?
Вообще по идее не может, я таких случаев не знаю. Среди моих студентов большинство демократы, в
преподавательском составе есть как демократы, так и республиканцы. В Америке не принято говорить о
политике, поэтому среди профессоров разговоров на политические темы немного. Я, по старой русской
привычке, говорю обо всем со всеми, но ни разу не сталкивался с проблемами, ругая республиканцев и
демократов, и Америку, и Россию, и всех, кого только можно. Студенты очень спокойно воспринимают
личные взгляды преподавателей, главное сказать, что это твои личные взгляды. Материал, который я
преподаю сам по себе, а если студенты спрашивают о моих личных взглядах - я могу их высказать. У меня
лично с этим проблем не было, атмосфера очень свободная.

— Как студент может заявить о своем несогласии с образовательной системой в вузе и будет ли он услышан?

Студент может об этом заявить на советах, которые регулярно собираются, это возможно,
безнаказанно, но изменить программу сложно. Т.к. программа имеет свою инерцию, и изменения
теоретически возможны, но административно очень сложные. Что касается работы учителей: каждый курс,
который мы преподаем, оценивается студентами. До выставления отметок мы предоставляем анонимные анкеты, в которых студенты оставляют свое мнение о курсе, качестве преподавания. Это происходит на каждом курсе, на основании предоставленных анкет можно проанализировать результат своей преподавательской деятельности. Такого, к сожалению, нет у административной части университета, что я считаю минусом.

— Хотелось бы задать тот же вопрос в отношении криминалистики. Возможно ли потерять место в университете, если студент столкнулся с проблемами с законом?

Да политические взгляды здесь никого не волнуют, а вот закон на первом месте. Насколько мне известно,
для того, чтобы преподавать в школе, ты должен пройти проверку, что за тобой нет судимости, на предмет
педофилии, сексуальных преступлений, особенно при работе с учениками до 18-ти лет. Что же касается
студентов, если он совершил административный проступок, отчислить его за это не могут, а вот если дело
касается морального, психологического оттенка у него могут быть проблемы вплоть до отчисления.
Главный корпус Университета Искусств Филадельфии (University of the Arts (Philadelphia)
— Когда смотрю статистику различных университетов - цифры завораживают, трудоустройство по специальности более 95% студентов кажется чем-то нереальным. Так ли все обстоит на самом деле?
Нет, не так. В нашем университете трудоустройство по специальности очень низкое, больше всех находят
работу музыканты - в оркестрах и ансамблях, архитекторы ,т.к. строительная сфера довольно насыщенная,
аниматоры, поскольку речь идет о работе с компьютерами, а художники, писатели, актеры и т.д. остаются
на улице. Очень много наших выпускников работают в кафе. В то время, когда была рецессия, в 2008 году
множество студентов не могли найти работу даже в кафе. Что касается других университетов, не думаю, что
там тоже все так замечательно, вот мой сын закончил Drexel и мало того, что ему не смогли найти практику,
ему не смогли помочь с работой, он нашел работу сам. Но в принципе это дело непростое, и можно не
найти работу закончив очень престижный университет. Это все крайне индивидуально. В Америке, для того,
чтобы найти работу, ты должен быть готов поехать в любой другой штат, а не многие могут себе это
позволить.

— Поддержка науки и культуры со стороны государства. Получают ли студенты коммерческие
предложения от государства и частных фирм уже в процессе обучения?

В хорошие времена такое было, проводились ярмарки, они и сейчас проводятся, только мало кто там уже
участвует. Раньше участвовали большие компании, и можно было найти какое-то сносное предложение. Что
касается поддержки со стороны государства, студенты, когда подают на финансовую помощь, получают ее
на разных уровнях. Первый – уровень города, второй – уровень штата, и также уровень государства.
Федеральные гранты предоставляются, но студенты должны потом их выплачивать. С одной стороны
помощь - с другой кабала. Средний долг американского студента 60 000$. Тем не менее помощь есть. Она разнообразная. Может быть представлена в виде грантов, которые нужно отдавать, может быть предоставлена на безвозмездных началах, или как помощь, за которую нужно отрабатывать. Что касается поддержки научных открытий, когда ты поступаешь в университет - ты сам по себе, и ты развиваешься в ту сторону, в которую ты хочешь. Если человек собирается поступать в американский университет, я бы посоветовал ему ни на кого не рассчитывать.

— Как университет выбирает тех самых одаренных и талантливых, кого может поощрить бесплатным обучением, каким образом происходит этот процесс?

Существует помощь для одаренных, но тут зависит еще от того какие критерии для отбора грантов и для
отбора студентов. В основном это финансовая обеспеченность будущих студентов, т.е. у человека может
быть довольно дорогостоящая недвижимость, но не будет денег на счету в банке, и ему дадут финансовую
помощь. У американцев есть определенные законы, что считать бедственным положением, и эти критерии
могут не совпадать с тем, что мы думаем по этому поводу. Блестящая сдача вступительных тестов еще не
означает, что тебе дадут финансовую помощь. Вообще поступить гораздо проще, чем найти деньги, чтобы
за учебу платить. Раздача финансовой помощи очень важная ступень в поступлении в университет.
"Я своих студентов настраиваю на то, что университет — это не тюрьма и не армия, но также это и не детский сад. Они сами ответственны за то, чтобы ходить на лекции, если они не хотят ходить — пускай не ходят. Просто тогда будет большая вероятность, что они курс провалят."
Мешает ли чрезмерная неприкосновенность американского студента, заставить его учится, может ли преподаватель повысить на ученика голос, подвергнуть его критике. А со стороны студентов, как они могут быть защищены от психологических травм со стороны преподавателей. Какие методы приветствуются и работают здесь лучше: меры поощрения или меры наказания?
Некоторые преподаватели предпочитают методы наказания, некоторые поощрения. Наказывают, когда
студент опоздал на лекцию, за небольшие провинности в написании работы. Могу рассказать о своей
личной практике. Я своих студентов настраиваю на то, что университет - это не тюрьма и не армия, но также
это и не детский сад. Они сами ответственны за то, чтобы ходить на лекции, если они не хотят ходить –
пускай не ходят. Просто тогда будет большая вероятность, что они курс провалят. Я со студентами
завязываю личные профессиональные отношения, знаю, как они готовятся, какие у них позиции. В процессе
дискуссии мы узнаем друг о друге. В моем представлении дружеские отношения это самый лучший метод –
студенты понимают необходимость участвовать в студенческом процессе. Законы о защите личности мне в
преподавании не мешают, я шучу, иногда шучу саркастично и довольно опасно, с критикой, позволяю себе
многое, что было бы не позволительно в российских вузах советского периода. Студенты могут высказывать свои мнения, которые могут отличаться как от моего, так и от партийного или общепринятого. Но есть законы защиты личности, которые строго соблюдаются. Например, занятие в классе со студенткой один на один неприемлемо, нужно обязательно открыть дверь. Обвинения в сексуальных домогательствах в
Америке воспринимаются очень серьезно.

— Давайте поговорим об уважении учителей студентами. Насколько я знаю понятие учителя в США отлично от понятия учителя, как в Беларуси, так и в России, где учитель это еще и духовный наставник, здесь этот термин понимается больше как инструктор, сопровождающий занятия?

Поскольку я преподаю философию и религию, своей первой задачей я выделяю не, то, чтобы дать
студентам определенный набор теоретических знаний, но в том, чтобы дать общее направление в жизни,
т.е. я использую комплексный подход, который больше может расцениваться как наставничество.

— Как университет относиться к желанию студентов приостановить учебу по личным причинам, и какой может быть срок перерыва?

К сожалению, самый частый повод для длительного перерыва это болезни, зачастую это болезни
психического характера. Студент просто не выдерживает, существуют специальные офисы, которые
занимаются этими проблемами.
Профессор Михаил Сергеев
— Существует ли коррупция в американских университетах?
Не встречал. Преподаю 20 лет и ни разу не сталкивался. Также есть момент защиты работ от плагиата. Если
студента поймают на плагиате, его отчисляют. Если студент копирует свои работы с сайтов и при проверке
это выявляется, по закону, я докладываю руководителю кафедры, и этого человека запишут в черный
список. Если он еще пару раз проколется - его отчислят без каких либо объяснений.

— Какие рекламные компании проводят университеты для привлечения лучших умов?

Здесь есть разные университеты. Частные — это бизнес, государственные — не в такой степени, католические — отчасти бизнес, потому что католики спонсируют свои университеты. Есть университеты с очень большим финансовым доходом и им не нужны рекламные компании, т.к. у них есть престиж. Рекламировать можно различные аспекты: преподавательский состав, программу, уникальность университетской деятельности. Но это дело маркетинга. В нашем университете 98% прибыли идет от студента, что не очень хорошо, т.к. университет зависим от того, сколько студентов придет на курсы. Хорошо когда помимо доходов от студентов есть деньги от спонсоров, деньги от государства. Спонсоров находят по разному: есть богатые люди, которые хотят запечатлеть свое имя посредством спонсорства.
"Здесь нет такого понятия, как обязательные дисциплины в идеологическом смысле... Есть разные курсы, которые студенты выбирают, и в результате они получают то,что им нужно. Американские университеты дают свободу человеку выучиться тому, что он хочет."
— Каковы на ваш взгляд причины успеха американского образования, почему студенты едут из разных точек света получать образование в США?
На мой взгляд, американские университеты очень хорошо построены, и дают очень разнообразное
образование. Здесь нет такого понятия, как обязательные дисциплины в идеологическом смысле. Конечно,
есть обязательные предметы, но отсутствует систематичность - это развивает творческий подход к тому, как
ты используешь знания. Есть разные курсы, которые студенты выбирают, и в результате они получают то,
что им нужно. Американские университеты дают свободу человеку выучиться тому, что он хочет.

— Слышала, что американские диплом приветствуются во всех странах, а когда наши специалисты приезжают в Америку, к нашему образованию фирмы относятся скептически. Так ли это на самом деле?

Мои европейские друзья напротив часто с некоторым высокомерием относились к американским
программам, т.к. считали их немного поверхностными. Но в Америке нет единой градации, и трудно сказать
что хорошо, что плохо. Насчет наших и европейских дипломов: здесь есть специальные организации,
которые занимаются конвертированием дипломов. Это не просто языковой перевод, а именно
официальное подтверждение твоего образования. И это также касается как российских, так и белорусских
дипломов. Когда я приехал в США еще из СССР, мы пошли в такую контору, в то время наш институт
засчитывался как здешний bachelor, а наша кандидатская как advanced master's degree.

— Так почему же вы все же снова пошли в университет уже здесь в Америке?

Хочу сказать, что изначально приехал сюда с целью учится, но также могу заметить , что для того, чтобы
войти в культуру станы – нужно здесь отучится: развиваются дружеские связи с людьми, а также другой
взгляд на мир именно исходя из образования этой страны.
"Да, я считаю, что американские принципы образования можно применить и в
России, но применять их нужно с умом. Если посмотреть что происходит у нас сейчас – можно ужаснуться."

— Видите ли вы будущее при внедрении американской системы образования на наше постсоветское пространство?
Я могу сказать о России. Да, я считаю, что американские принципы образования можно применить и в
России, но применять их нужно с умом. Если посмотреть что происходит у нас сейчас – можно ужаснуться.
Раньше у нас был обычный диплом, кандидатская и докторская, сейчас к этому прибавили степень
бакалавра, степень мастера, оставив кандидатскую и докторскую, и теперь получился абсолютный
беспорядок. Студент сначала получает степень бакалавра, потом завершает институтскую программу, потом мастерскую, кандидатскую, и потом докторскую.

Если идти по пути американского образования, надо приравнять кандидатскую степень к master's degree, а докторскую к PhD. Я также не думаю, что стоит полностью отказываться от нашего систематического подхода к образованию, просто нужно дать студенту больше свободы, потому-что систематичность – это основа русского образования, русская традиция. Вообще от традиций отказываться не нужно, нужно лишь видоизменять их.
Текст написан по результатам интервьюирования профессора. Автор:
Василиса Хилько
Сторонница и журналистка ЗБС
Поделитесь нашим материалом в социальных сетях :)